Артем Мазнев: ​Максим Нигматуллин: «Мы исходим из консервативного прогноза развития Сургутского района»

08.12.2017 15:26

В Сургутском районе, как и в других муниципалитетах округа, наступила пора принятия бюджета на следующий год. Чиновникам, депутатам и общественности предстоит определить, как будет жить район следующие 12 месяцев. О финансовых итогах уходящего года и экономических прогнозах на 2018 год корреспондент «НГ» поговорил с заместителем главы муниципалитета и директором департамента финансов Максимом Нигматуллиным.

О текущем бюджете

— Летом бюджет Сургутского района был признан одним из самых прозрачных в стране в ходе конкурса, который организовывал Совет Федераций и Союз финансистов России. Как этого удалось добиться?

— Начнем с того, что прозрачность бюджетного процесса у нас предусмотрена законодательством. Согласно правовым актам, есть определенные принципы: публикации в СМИ, размещения в интернете, участие населения в управлении общественными финансами. Не знаю, дают ли номинации за соблюдение законодательства, но нами была проведена большая работа в этом направлении. Во-первых, сведения по бюджетному процессу в Сургутском районе были удобно размещены на сайте. Во-вторых, мы поработали над форматом предоставления информации — сделали вариант для профессионалов, то есть это полная разверстка бюджета, и упрощенный вариант для граждан по основным направлениям, где они могут посмотреть, куда распределяется финансирование.

Также мы в прошлом году ввели такое ноу-хау как «Голосуй за бюджет». Были определены основные направления наших расходов: ЖКХ, спорт, культура и прочие. Человек мог зайти на сайт и проголосовать за те направления, которые его больше всего волнуют и в которые, по его мнению, следует вкладывать больше всего средств. Эту информацию мы использовали при формировании бюджета 2017 года и доводили ее до депутатов, тем самым показывая, что опираемся в своей работе на мнение населения. Практика показала, что наша общественность активно участвует в формировании бюджета. Совокупность этих факторов и позволила нам получить эту номинацию.

Прогноз развития района

— Почему при формировании бюджета района на следующий год вами был выбран базовый, консервативный вариант социально-экономического развития муниципалитета?

— При формировании бюджета Минэкономразвития предлагает два варианта социально-экономического развития: базовый, который действительно считается консервативным, и целевой, который считается более затратным и рискованным. Мы учитывали, что рост нашей экономики имеет восстановительный характер и несет определенные риски. В соответствии с этим и была выстроена наша финансовая стратегия. В базовом варианте мы опираемся на сбалансированность бюджета, управление дефицитом, отсутствие разрывов и максимальное удовлетворение потребностей населения района.

В целевом варианте развития района важным фактором остаются внешние риски. При этом требуется рост расходов на дальнейший опережающий социально-экономический прогресс, инвестиционную активность, увеличение рабочей силы и прочее. Помимо этого, нужно вводить различные налоговые льготы, чтобы инвесторы приходили в муниципалитет и вкладывать средства в инфраструктуру. Какие есть налоговые льготы, на которые напрямую может повлиять Сургутский район? По сути дела, никаких. Единственный налог, которым мы управляем, — на землю, он работает при завершении инвестиционной фазы любого проекта, то есть когда участок уже выкупается под строительство.

Таким образом, почти все инструменты находятся в округе. Сургутский район может, конечно, вложиться в инфраструктуру, но как мы должны понимать, где будет находиться тот или иной проект, если он реализовывается на уровне округа? Поэтому для целевого сценария социально-экономического развития нам просто не хватает инструментов. Опять же, возвращаясь к налоговым поступлениям. Что имеет муниципалитет при развитии промышленности? Только подоходный налог. Даже здесь наша база ограничена.

Об инвестициях в будущее

— Сейчас в округе активно ходят разговоры о необходимости взять курс на диверсификацию экономики региона. Что делается в рамках этого тренда в Сургутском районе?

— Тренд, конечно, правильный, но мы должны понимать, что на текущий момент 97процентов промышленного производства в районе — это нефтегазовая отрасль. В деньгах это один триллион рублей. 60 или 70 процентов населения, проживающие в районе, заняты в этой отрасли, но это не значит, что мы ничего не делаем для диверсификации нашей экономики. У нас сейчас достаточно много инвестиционных проектов, которые находятся в стадии реализации. В районе большой потенциал по развитию сельского хозяйства, рыболовства, культурного туризма, но это не даст такого скачка в ближайшие годы, чтобы полностью диверсифицировать экономику муниципалитета. Это очень сложно, особенно учитывая, что 40 процентов промышленного производства округа — это Сургутский р­айон.

Тем не менее, мы активно работаем в этом направлении и прилагаем много усилий для того, чтобы в район приходили инвесторы. Одни из крупнейших инвестиционных проектов — это завод по производству моторных масел и промышленный парк. На стадии проработки находится логистический центр.

— В округе вы какие-то проекты уже обсуждали?

— Прежде всего, это мусороперерабатывающий завод, который можно назвать, не побоюсь этого слова, важным проектом не только для района, но и для Сургута. Он интересен с точки зрения оборота твердых бытовых отходов и важен в деле борьбы с несанкционированными свалками. Вторым проектом является фрезеровочный завод, который производит оборудование для повышения нефтеотдачи на месторождениях. Весь вопрос в том, удастся ли реализовать все наши планы.

Конечно, велосипед мы изобретать не станем и рано или поздно придем к тому, что, как и во всем мире, малый и средний бизнес сформирует 70 процентов ВВП. Но это будет со временем. Мы сейчас приняли программу, согласно которой до 2025 года ставим себе задачу реализовать порядка 150 инвестиционных проектов на сумму около 400 миллиардов рублей.

— Каковы предварительные параметры бюджета района на следующий год?

— Параметры бюджета следующего года похожи на нынешний, то есть это порядка 10 миллиардов рублей. Из них собственная доходная база составляет 47 процентов, остальное — это субвенции и субсидии из округа, которые в основном поступают в сферу образования. Мы планомерно увеличиваем свою долю в доходах: в 2016 году она составляла 44 процента. Для этого администрация района провела большую работу по оптимизации наших расходов: определили приоритетные направления, пересмотрели закупочную деятельность, объединили учреждения там, где это было необходимо. Помог и объективный рост доходов бюджета. Благодаря этому, нам удалось нарастить инвестиционное направление в районной экономике.

Источник

Лента публикаций
Вверх