Калужский троллейбус – что чемодан без ручки

12.10.2017 7:46 1

Калужский троллейбус – что чемодан без ручки

Калужский троллейбус – это наша беда, наш непутёвый ребёнок, наш чемодан без ручки, который давно уже никому не нужен, но выбросить жалко.

Калужане за свой счет содержат очень дорогую игрушку, смысл в существовании которой полностью отсутствует. Да, полвека назад, когда по пустынным улицам Калуги ездили грохочущие автобусы, оставлявшие после себя черный хвост выхлопа и долго не развеивающуюся вонь, появление бесшумного и экологически чистого троллейбуса было прорывом, настоящей революцией. К тому же в социалистической экономике цена на электричество была невысокой, в результате чего при тарифе 4 копейки троллейбус был вполне себе прибыльным.

Но времена меняются. Электричество давно уже не дармовое. Требования к двигателям и качеству бензина ужесточились, травящих всё вокруг себя автобусов не осталось. В нынешнем потоке автомобилей сотня калужских троллейбусов – капля в море. Но очень дорогостоящая капля.

Давно уже новости из МУП «Управление калужского троллейбуса» – что сводки боевых действий. Предприятие имеет какие-то безумных размеров долги. Их давно уже меряют даже не десятками, а сотнями миллионов рублей. Но троллейбусники особо не волнуются, потому что знают: их долги будут погашены за счет калужан – из бюджета города или области.

Год назад спасать «УКТ» решил депутат Городской Думы Калуги Вадим Витьков. Его назначили директором МУП, а коллеги сразу же «подарили» ему из бюджета 25 миллионов рублей – «на предупреждение банкротства». С этой же чудесной формулировкой в «УКТ» закачали еще несколько десятков миллионов и в 2017 году. Более того, предприятие просило выделить ему из бюджета Калуги 231 миллион на закупку новых троллейбусов и автобусов!

Почему-то никто не видит парадоксальной ситуации, сложившейся в городском транспорте. С одной стороны, это частные маршрутки, которые имеют настолько хорошую прибыль, что в былые времена конкуренция за маршруты имела серьезный криминальный характер. Частники сами закупают транспортные средства, не просят ничего у государства – только возможность работать и зарабатывать.

С другой стороны – муниципальный троллейбус. Всегда убыточный, всегда проблемный, всегда просящий деньги на закупку новых машин.

Кто выгоднее для калужан? Ответ очевиден. Но только не для городской власти. Вернее, у нее какой-то странный свой ответ. Городской голова Константин Горобцов считает, что «Калужский троллейбус является основным пассажирским перевозчиком в городе, поэтому отталкиваться мы будем, прежде всего, от создания необходимых условий для развития этого предприятия».

В чём видится выход из кризиса для городских чиновников и руководства «УКТ»? В серьёзном ограничении деятельности частных маршруток. «Мы идет к тому, – заявляет Константин Горобцов, – что Управление калужского троллейбуса будет основным оператором пассажирских перевозок в городе. Мы сможем говорить о новых требованиях к перевозчикам: чтобы исчезли старые транспортные средства, чтобы передвигались согласно графику и не дублировали существующие муниципальные маршруты».

Вот так, только силовым методом власть пытается лоббировать интересы своего МУП. Потому что сама понимает: троллейбус неконкурентоспособен на сегодняшнем транспортном рынке. Он давно уже морально устарел и непригоден для использования в Калуге с её узкими и забитыми плотным потоком машин улицами. Имея выбор, подавляющее большинство пассажиров сядет именно в шустрый микроавтобус и доедет до места назначения в два-три раза быстрее. А троллейбус не только медленный, но и неповоротливый, он давно является одной из причин пробок в городе.

Когда чиновники говорят, что нужно убрать маршрутки и оставить только муниципальные троллейбусы, мне хочется сказать им: друзья, в советское время мы уже жили в такой Калуге. Мы помним, как это было. Когда люди штурмом протискивались в переполненные троллейбусы и ездили в постоянной давке. Когда троллейбусы, набрав полный салон на конечной остановке, ехали полмаршрута, не открывая дверей, потому что их физически невозможно было открыть.

Вы хотите повторить тот ужас?

Слышу возражения: а вот на Западе!.. Чтобы говорить про Запад, нужно иметь такие же широкие улицы с выделенной полосой для общественного транспорта. В Калуге это невозможно. Даже предмета для спора нет.

Но кто нас услышит? Недавно нас «порадовали» новостью, что Мосгортранс подарит Калуге 27 троллейбусов и 10 автобусов, выведенных из эксплуатации. Значит, появится новый аргумент для борьбы с частными перевозчиками. Следовательно, развитие системы общественного транспорта пойдет опять не по рыночному и экономически обоснованному пути, а по пути навязывания калужанам со стороны монополиста услуги низкого качества. И нам придется ею пользоваться, увы.

Тем не менее, считаю, что троллейбус как вид транспорта в Калуге должен быть ликвидирован полностью. И МУП «УКТ», само собой, так как любой МУП убыточен по определению.

Власть должна только определять правила игры на рынке и контролировать их исполнение. Но не заниматься бизнесом.

Автор: Сергей Фадеев

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Лишь 5 процентов жителей Югры общаются со своими учителями на постоянной основе Перинатальный центр в Сургуте может стать НИИ ​С 20 октября по 12 декабря в галерее современного искусства «Стерх» пройдет выставка «Симпозиум по вольному шитью» ​Тюменская область лишит автомобилистов налоговых льгот. Это даст 265 млн рублей и возможное недовольство людей ​За подделку водительского удостоверения сургутянин может сесть в тюрьму

Лента публикаций