Константин Щербаков: в погоне за живыми деньгами люди забывают, что роль общественного транспорта в городе далеко не в получении прибыли

14.10.2017 12:15

Константин Щербаков: в погоне за живыми деньгами люди забывают, что роль общественного транспорта в городе далеко не в получении прибыли

В редакцию ИА «Калужские новости» обратился Константин Щербаков.

Не могу не ответить на статью Сергея Фадеева, опубликованную на сайте 12 октября, пишет он.

Еще несколько лет назад в социальных сетях я уже вступал в спор с Сергеем Фадеевым на тему общественного транспорта. Точно также тогда он утверждал, что лучше микроавтобусов транспорта нет. Что ж, мнение автора я считаю не только неправильным, но и опасным для города, особенно когда оно публикуется в газете.

Главными достоинствами маршрутных автобусов Сергей считает их самоокупаемость и удобство. Попробуем разобраться с другой точки зрения.

Самоокупаемость. Вообще понятие самоокупаемости относится к бизнесу. И действительно, частники зарабатывают деньги. Главное в бизнесе — прибыль. Частник никогда не будет ездить поздно вечером, возя одного-двух людей — это не выгодно. Частник не будет возить льготников — с них не получишь сиюминутную прибыль. Частнику не выгодно связываться с абонементными талонами на неделю-месяц-год, в конце концов. Главное частнику — возможность получить живые деньги прямо сейчас. В добавок к этому, у частников куда меньше расходы. На что тратится владелец маршрутного автобуса? Налоги, страховка, покупка ГСМ и обслуживание своего автобуса. Но ведь те же самые расходы есть и у троллейбусного парка. Зато тратиться на содержание самого парка частнику не приходится: автобусы прекрасно ночуют во дворах жилых домов и на улицах. А если представить, что троллейбусов и депо нет, и город наводнили еще больше маршруток, которые по ночам точно также стоят во дворах? Вам нравится двор, заставленный маршрутками? Лично мне — нет.

Вообще в погоне за живыми деньгами люди постоянно забывают, что роль общественного транспорта в городе далеко не в получении прибыли. Общественный транспорт выполняет прежде всего роль социальную. Он обеспечивает возможность быстрого и комфортного перемещения жителей по городу в любое время. А прибыль от общественного транспорта косвенная. Город получает эту прибыль в виде налогов с новых предприятий, которые открываются в районах, имеющих качественную связь общественным транспортом. Общественный транспорт делает город не только удобным, но и безопасным. Если какой-нибудь район связан с городом одними только маршрутками, которые после часа пика уезжают по домам, то в этом районе никогда не появятся точки притяжения, куда будут ездить люди. Хорошо, если это район частных домов, где все друг друга знают. В случае же жилых «муравейников», где люди не всегда знают даже соседей по площадке, такая оторванность от города увеличивает криминогенность и удешевляет жилье. Район просто не развивается. Итак, разобрались, что общественный транспорт помогает городу развиваться, принося прибыль в виде налогов от новых предприятий.

Удобство. Еще несколько лет назад автор статьи утверждал в споре, что микроавтобус идеален, потому что там все едут сидя. Однако, пользоваться транспортом должны иметь возможность все, включая родителей с колясками и престарелых. А вы видели, насколько «удобно» бабушке с больными ногами залезать в салон маршрутки? А как на микроавтобусе доехать с ребенком в коляске? Видимо, Сергей Фадеев думал лишь о своем удобстве.

Не могу еще не возразить по поводу отвергаемого автором западного опыта. Мол, улицы нужны широкие. Забывает Сергей Фадеев, а точнее не знает вовсе, что в городе, подобно известной многим пирамиды потребностей Маслоу, существует своя пирамида. Пирамида приоритетов. Согласной этой пирамиде главный приоритет в городе должен отдаваться пешеходам. Потому что пешеходом является абсолютно любой житель города, даже тот, кто ездит в булочную на личном автомобиле. Следующий уровень приоритета отдается общественному транспорту. Потому что только общественный транспорт позволяет увеличить провозную способность улиц — количество перевозимых по улице людей в единицу времени, в отличие от пропускной способности, когда считаются единицы транспорта. И увеличение провозной способности — это единственно возможная мера в борьбе с пробками на улицах города. Следующими по уменьшению приоритета являются велосипедисты, потом автомобили движущиеся, потом припаркованные. И вот согласно этой пирамиде приоритетов видно, что если по улице проходит много маршрутов общественного транспорта, и количество перевозимых им людей превосходит количество людей, проезжающих в личных автомобилях, то приоритет должен даваться именно общественному транспорту. А значит, следует из двух полос улицы отдать одну именно общественному транспорту. Именно так организованы улицы городов Европы. Нет в западных городах многополосных шоссе среди жилых кварталов, хотя именно так почему-то представляет автор города Европы.

Вывод: общественный транспорт должен быть вместительным и удобным для всех жителей города, и именно общественному транспорту должен отдаваться приоритет на улицах, через которые проходит много маршрутов. И значит не место маленьким маршруткам в городе.

Можно много еще рассуждать об общественном транспорте, о городе. Целые книги написаны специалистами по этой теме. Можно долго обсуждать состояние общественного транспорта в Калуге, что троллейбус ходит медленно и неудобно, и что это легко устранимо модернизацией контактной сети. Обо всем не упомянуть в рамках комментария к статье. Главное, что я хотел дать понять — призывы развалить общественный транспорт и отдать все в руки частных маршруток очень вредны и опасны для города.

Источник

Лента публикаций
Вверх