​Водные ворота Сургута

26.11.2017 10:56

В 1965 году на базе пристани Сургут был организован речной порт второго разряда. Это вызвано большим грузооборотом, который возрос вчетверо за последние три года.

В распоряжении Сургутского речного порта находились 17 плавучих кранов. Портовики также имели два крана на пневмоходу, три автопогрузчика и гусеничный кран.

С первых дней организации в акватории Сургутского порта велись изыскательские работы новосибирским отделением «Гипроречтранса». В декабре 1965 года Министерство речного флота РСФСР совместно с министерствами газовой и нефтеперерабатывающей промышленности выделили средства на строительство дополнительных причалов и приобретение оборудования. В конце 1965 года была готова проектно-сметная документация на строительство железобетонной причальной стенки протяженностью полтора километра.

В 1966 году начались дно­углубительные работы на Иртыше и Оби, и уже к началу 1970-го судоходная глубина на всем протяжении от Омска до Сургута составила около трех метров. Появились механизированные причалы в Сургуте, Нижневартовском, Мегионе.

Все это делалось для того, чтобы Сургутский порт стал одним из крупнейших в Иртышском бассейне.

Сургут, с трех сторон окруженный водой, стоял на довольно высоком полуострове. Однако пароходная пристань многие десятилетия располагалась на Белом Яру: речка Бардаковка и Сайма считались несудоходными. А Черного Мыса, где сейчас речной порт, в ту пору не существовало.

На Белом Яру к началу XX века были поставлены купеческие и казенные торговые амбары, четыре жилых дома. В 1879 году открыли метеорологическую станцию третьего разряда, а в 1893-м — водомерный пост. В 1900 году на пристань протянули семикилометровую телефонную линию. Это был первый сургутский телефон.

На пристань была проложена грунтовая дорога, но ею мало кто пользовался: далеко. Предпочитали плавать на лодках, обласах или ходить пешком прямо по сору. Красивые тропы были проложены по черемуховым гривам, мелколесью, среди трав.

В летнее время на пристани собиралось довольно много людей. Иногда пассажирам, грузополучателям или отправителям, а также почтальонам приходилось ждать транспорта неделю и более.

Согласно архивным данным, в июне 1904 года сургутский священник со своим семейством жил на пристани целых три недели.

В зимнее время Белый Яр замирал. Только изредка приезжали сюда доверенные агенты сургутских купцов. Они принимали от местных жителей дрова, заготовленные для пароходов. Каждая сажень — а это более двух кубометров — стоила полтора рубля. Судоходные компании эти же дрова покупали у купцов уже по три рубля.

Во время навигации к пристани Белого Яра причаливали пароходы, курсировавшие от Тюмени до Барнаула и обратно. Они привозили в Сургут и увозили из него разные грузы, почту, редких пассажиров и не столь редких ссыльных.

Источник

Лента публикаций
Вверх