Вредная логистика Тольятти: вместо развязок масса светофоров

24.10.2018 19:05 1

Вредная логистика Тольятти: вместо развязок масса светофоров

Дорожная сеть Тольятти, самого крупного муниципального центра РФ необластного значения, уже давно находится в эпицентре критики. Недовольство транспортным вопросом выражают все: автолюбители и пешеходы, представители власти и работники ГИБДД, депутаты гордумы и чиновники горадминистрации.

Основная проблема – отсутствие транспортных развязок на самых напряженных участках дорог – Южном, Автозаводском и Лесопарковом шоссе, улице Дзержинского, на пересечении улицы 40 лет Победы и Ленинского проспекта. Этот список можно продолжать бесконечно: в определенные часы наш город дружно стоит в пробках и дымит выхлопными газами. Усугубляет проблему масштабное появление в Тольятти новых объектов организации дорожного движения – светофоров и пешеходных переходов. Для города площадью всего в 284 тыс. кв. м их установлено чрезвычайно много. О целесообразности этих объектов и пойдет речь.

Тольятти до сих пор продолжает удерживать статус автомобильной столицы России: у нас на 1 тыс. жителей приходится 337 автомобилей. А это значит, что по нашим дорогам, протяженность которых составляет 860,5 км, передвигаются более 2 млн автомобилей. Добавим сюда неразвитую логистическую сеть, которую проектировали еще в середине прошлого века, умножаем на отсутствие современных развязок и получаем уникальную проблему, которая отличает Тольятти от всех остальных городов нашей страны. Конечно, московские пробки не идут ни в какое сравнение в тольяттинскими. Однако при условии, что количество новых авто в нашем городе будет расти, в один прекрасный день автомобильное движение может полностью остановиться. Но как говорится, здесь пока жареный петух не клюнет: лесную дорогу народ решил не строить, денег на развязки нет. Для регулирования движения, разведения логистических потоков и снижения нагрузки город стали заполонять светофорами. Их число растет гигантскими темпами: только за последний год (с июня 2017 по 1 сентября 2018 года) в Тольятти появился 61 новый светофор.

Причем на некоторых участках дорожной сети их число настолько возросло, что автомобили вынуждены делать по пять-шесть остановок, чтобы преодолеть путь в 1,5-2 км. А ведь только у одного светофора за сутки все проезжающие автомобили выбрасывают 27 кг загрязняющих компонентов. Это почти полтонны в год.

В качестве примера рассмотрим движение по улицам 40 лет Победы, Маршала Жукова и Приморскому бульвару (Автозаводский район). На этом маршруте длиной не более чем в 2 км установлено семь (!) светофоров – то есть по одному на каждые 400 м. Чтобы преодолеть этот путь, каждому автомобилю приходится тормозить и разгоняться по 14 раз. А, как известно, именно в момент разгона/торможения и происходит самый сильный выхлоп.

Для лучшей наглядности приведем некоторые данные из научно-исследовательской работы студентов кафедры «Управление промышленной и экологической безопасности (ТГУ)», которое они проводили под руководством профессора Ларисы Николаевны Гориной.

Темой исследования стало устройство логистики автотранспорта и ее влияние на окружающую среду.

«Мы пришли к выводу, что нарушения в Тольятти в экологической логистике есть, – отметила профессор Горина. – Речь идет об установках пешеходных переходов в неустановленных местах, об увеличении количества автобусных остановок и светофоров. Далее были элементарные расчеты – сколько автотранспорта подъезжает на эти остановки, какие у них двигатели (бензиновые или дизельные), сколько и какие вещества они выбрасывают».

В результате исследования зафиксировано, что нагрузка автотранспорта с бензиновыми и дизельными двигателями на одну дорогу города составляет около 20 тыс. автомобилей в сутки. Эти 20 тыс. авто в момент разгона/торможения у одного светофора выбрасывают 27 кг загрязняющих компонентов. Ну а если на небольшом участке дороги, ограниченной улицами 40 лет Победы, Маршала Жукова и Приморским бульваром, нужно сделать остановку на семи светофорах, выбросы ото всех проезжающих авто за один день увеличиваются до 189 кг.

Отметим, что научно-исследовательская работа студентов ТГУ велась с использованием специального оборудования – портативного базового анализатора ГАНК. К тому же есть еще один важный индикатор, который сигнализирует о неблагоприятной ситуации в атмосфере – это органы дыхания человека. Вот что говорит о возникшей проблеме житель 3Б квартала Виталий Прохоров:
«Кварталы, расположенные вдоль Ленинского проспекта и улицы Жукова, считались экологически чистыми. Они густо засажены кленами, рядом лес, детские сады. Жить здесь всегда было очень комфортно и приятно. А сегодня даже прогуливаться по этим улицам проблематично – атмосфера наполнена выхлопными газами, которые идут внутрь наших дворов, оседают на территории детских садов. Огромное количество машин стоит на новых пешеходных переходах и дымит. Кого они пропускают? Здесь нет крупных моллов и ТЦ. Для чего же автомобилям делать столько бесполезных остановок?».

Чтобы получить ответ на этот вопрос, были направлены запросы в ГИБДД Тольятти и Центр организации дорожного движения при горадминистрации. Ответ Госавтоинспекции оказался неожиданным: выяснилось, что этот орган более не влияет на установку новых пешеходных переходов и светофоров в нашем городе. Теперь это епархия Центра организации дорожного движения при тольяттинской горадминистрации: именно они дают рекомендации, готовят проекты и нанимают подрядные организации для выполнения работ.

Пытаясь ответить на вопрос о причинах установки десятков новых светофоров в Тольятти, чиновники Центра ссылаются на ГОСТ Р 52289-2004, который регламентирует установку объектов организации дорожного движения «на дороге с двумя и более полосами». В принципе, логичный ответ. Но вот почему эти светофоры встречаются иногда через каждые 400 метров, так и осталось загадкой: скорее всего, ГОСТом это никак не объясняется.

Ответили в центре и на вопрос о проведении оптимизации светофорного регулирования. По словам чиновников, эта работа включает в себя замену лампового оборудования в светофорах на светодиодное, корректировку режимов работы объектов с учетом интенсивности движения транспортных средств и введение отельных светофорных фаз, исключающих пересечение транспортных и пешеходных потоков. Казалось бы, все должно работать в автоматическом режиме. Однако реальность говорит об обратном: пропускная способность дорог снижена, автомобили стоят в светофорных пробках и выбрасывают килограммы токсических веществ и канцерогенов.

Очевидно, что целесообразность установки новых светофоров, влияющих на логистику движения автотранспорта в нашем городе, необходимо изучать дополнительно, причем с привлечением компетентных органов, ГИБДД и ученого сообщества. Конечно, безопасность дорожного движения – это важный аргумент, но нельзя сбрасывать со счетов 189 кг оксида азота, 25 кг альдегидов, 1,5 тонны углеводородов и других канцерогенов и токсических веществ, которые выбрасывают автомобили, останавливаясь у одного светофора в течение года. 61 новый светофор способствует увеличению загрязняющих веществ в нашем воздухе на 31 тонну ежегодно. Может, лучше все же изыскать деньги на строительство развязок, чтобы развести транспортные потоки более цивилизованно?

Достойны ли этого тольяттинцы? Открытый вопрос.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

​«Сотрудник» ГИБДД из другого региона обманул сургутского таксиста Все, что вам интересно о биткоинах Лилия Сулейманова: ​Почему в приложении и информационных табло отображается не весь общественный транспорт города? // СИА-ПРЕСС ОТВЕЧАЕТ ​Совет Европейского союза ужесточил санкции против Северной Кореи В Югорске общественная организация реабилитирует молодых инвалидов

Лента публикаций