Конец эпохи или начало новой? Михаил Державин

18.01.2018 19:38

Конец эпохи или начало новой? Михаил Державин

Для многих живущих сегодня это просто где-то слышанная фамилия, которая ассоциируется с Александром Ширвиндтом. Но так считать большая ошибка. За неяркой внешностью крылся огромный талант. Это был актер не из тех, которые всегда обеспокоены своей внешностью. Это был актер ситуации, то есть того, что диктует обстановка на съемочной площадке или на сцене. Независимо от всех амбиций.

Он не умер. Он просто ушел из жизни 10 января 2018 года, как уходят со сцены актеры. Так было предписано неким высшим сценарием, и он это сделал. Он умел уходить вовремя, оставляя сценическое пространство более популярным в свое время актерам. Ни грамма зависти или циничного обгаживания коллег в кулуарах. Удивительно для актерской среды, но этого никогда не было.

Это был человек, который любил жизнь, и он не признавал охоты. Мягкость характера? Нет, просто это было неприемлемость убирать чью-то жизнь, данную Господом. Поэтому увлечением Михаила Михайловича была рыбалка. А охота для него была всегда непонятным и всуперечь всем понятиям занятиям. Поэтому он никогда не покупал маскировочные костюмы, а одежка всегда была чисто городской. Так его и запомнят соседи. Еще одним увлечением в свободное время было рисование.

Он не делал громких заявлений о своем месте в кино или в театре. Он там просто жил, органично и естественно. Из всех ролей в кино, которых набралось более трех десятков, больше всего, наверное, запомнилась та, где он играет с Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом. ″Трое в лодке, не считая собаки″. Построенный во многом на импровизациях актеров, что мало характерно для кинематографа, фильм получился настолько живым, несмотря на кажущуюся чопорность героев, что его можно пересматривать много раз, не теряя ощущения свежести восприятия.

И. конечно, нельзя не вспомнить самый продолжительный советский телесериал по хронометражу (145 часов) и количеству серий (133) ″Кабачок ″13 стульев″. Он выходил в эфир с января 1966 года по октябрь 1980-го. Не следует забывать, что в советском телевидении брежневских времен все строго дозировалось. Информация, юмор, а секса, как известно, у нас тогда вообще не было. Сатира была беззубой, и только эзоповым языком можно было ″осуждать″ и ″выявлять недостатки″. А ″13 стульев″ позволял на час забыть о том, что пятилетку в четыре года, что свои мысли надо держать при себе, и что-то идет не так.

Необычная для того времени форма подачи материала в ″Кабачке″ привлекала зрителей даже больше, чем набирающий популярность ″КВН″. Феномен ″Кабачка″ заключался в том, что его смотрели все, и взрослые, и подростки, и дети. Атмосфера праздника и непринужденности перебивала даже популярные в те годы выпуски ″Голубого огонька″, со временем ставшего неким подобием обязательного стандартного мероприятия. А бессменным ведущим и гостеприимным хозяином был Михаил Державин, встречающий телезрителей у дверей в начале каждой передачи. К сожалению, знаковая для своего времени передача практически не сохранилась в архивах. Для экономии пленки ее обычно просто пускали в прямой эфир.

Люди не вечны. Повезло тем, кто родился и жил в СВОЕ время, раскрываясь ярко и во всю мощь своего таланта. И повезл

Лента публикаций
Вверх