Первый Крещенский фестиваль: пространство экспериментов

03.02.2021 11:11

Первый Крещенский фестиваль: пространство экспериментов

В Тольяттинской филармонии завершился первый Крещенский фестиваль камерной музыки. С 15 по 30 января в камерном зале филармонии было представлено 6 концертных программ.

Тематика концертов: историческая реконструкция

Фестиваль привлек в филармонию новых слушателей. Тольяттинцев заинтересовали литературно-поэтический вечер Бориса Скотневского (давно у нас не звучала поэзия в исполнении автора) и концерт-лекция, посвященная древнерусскому вокальному искусству, ансамбля «Стихира».

Но главной задачей фестиваля было продемонстрировать слушателям ансамблевую музыку, из которой впоследствии выросла оркестровая. Этому было посвящено три концерта, в которых прозвучал репертуар, не исполняемый ранее в программах филармонии.

«Концертная деятельность начиналась с камерного музицирования. Тогда композитор часто сам и исполнял свое сочинение. Концертные исполнители появились позже, когда композиторское письмо стало сложнее, и авторы музыки зачастую не могли сами исполнять свои сочинения. Тогда помимо армии исполнителей появились и большие концертные залы, а камерная музыка отошла на второй план. Сегодня есть специально построенные концертные залы и на две, и на пять тысяч мест. Там тоже можно исполнять камерную музыку, но эффект будет другой. На концертах Крещенского фестиваля мы обратились к периоду формирования камерной музыки. В наших концертах звучали сочинения от эпохи классицизма (Карл Филипп Эммануил Бах, например) до раннего романтизма (Шуберт). Русская музыка была представлена сочинениями 18-19 века», – рассказала директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова.

Новые имена

Фестиваль открылся традиционной для Тольяттинской филармонии темой «Возвращение домой»: в концерте с таким названием выступили юные исполнители, которые уехали из Тольятти и продолжают обучение в Самаре, в Москве, во Флоренции. Все участники концерта получили сертификаты на выступление с симфоническим оркестром в рамках программы «Ступени мастерства» либо на исполнение сольной программы в камерном зале или в другой программе филармонии. Часть ребят выступит в программе «Ступени мастерства» в мае 2021 года, часть – уже в следующем концертном сезоне.

Презентация белого рояля

В концерте «Зимний вечер у рояля» состоялась презентация белого рояля. Это концертный рояль «Москва», который филармония восстанавливала собственными силами в течение десяти лет. Сейчас он доведен до желаемого состояния. Рояль звучал в трех концертных программах, а 28 января предстал перед публикой и как аккомпанирующий инструмент, и как сольный, и в ансамблях в четыре и в шесть рук. Стало понятно, что рояль может звучать, теперь главное – поддерживать его в стабильном рабочем состоянии.

Эксперименты

Поскольку исторически камерную музыку исполняли различные инструментальные составы, камерный зал позволяет экспериментировать в создании разнообразных малых ансамблевых форм. На фестивале были представлены струнный квинтет и квинтет саксофонов, трио клавесин-кларнет-фагот, дуэты флейта-фагот, скрипка-альт, джазовый ансамбль. Филармония будет и дальше поощрять развитие камерного музицирования среди музыкантов в Тольятти.

Планы

«С появлением в Тольяттинской филармонии Камерного зала в рамках Национального проекта «Культура» у нас есть все, чтобы развивать камерное музицирование, в том числе в фестивальном формате. А это, в свою очередь, позволит более полно выполнять задачи по реализации Всероссийской концепции развития концертной деятельности в области академической музыки», – сказала Лидия Семенова.

Напомним, проведение Первого Крещенского фестиваля приветствовали и поддержали заместитель министра культуры Самарской области Наталья Тонковидова – она передала организаторам фестиваля приветственный адрес от министра культуры Самарской области Бориса Илларионова, руководитель департамента культуры администрации г.о. Тольятти Марина Козлова, ректор Поволжского православного института, протоиерей Димитрий Лескин.

Источник

Лента публикаций
Вверх