В ближайшее время Госдума примет проект закона «О государственной регистрации транспортных средств», который вводит возможность регистрации новых машин у дилеров без посещения Госавтоинспекции, сообщает «Коммерсант».
ГИБДД будет присваивать машинам только сочетание букв и цифр, но отношения к выдаче номеров иметь не будет — этим будут заниматься аккредитованные частные фирмы, следует из нововведений в законопроекте.
Чтобы предоставить новый сервис клиенту, дилер должен будет выполнить ряд условий: у него должен быть договор с производителями (или с представителями автозавода), а также помещение и штат «квалифицированных сотрудников». Если все условия выполнены, то компания получает статус «специализированной организации» и попадает в спецреестр. Сотрудники автосалона проверяют регистрационные данные на машину, передают документы в ГИБДД, изготавливают номера, затем, получив «добро» от подразделения, передают весь комплект с ключами от машины автовладельцу. Регистрация авто в салоне будет платной услугой, предельный тариф установит ФАС.
Вводится два новых термина: государственный регистрационный номер (сочетание букв и цифр) и государственный регистрационный знак (металлическая пластина, на которую наносятся символы). Подразделение ГИБДД будет назначать только номер, а сами знаки автовладелец будет получать сам — у изготовителя.
Отмечается, что в законопроекте нет упоминаний об аукционах для покупки «красивых» номеров. В первой версии документа такая опция была заложена, но теперь депутаты решили отказаться от нее.
Новый закон призван закрыть ряд законодательных пробелов. В нем сказано: «владелец транспортного средства» не может быть младше 16 лет. Это сделано для того, чтобы автовладельцы не могли регистрировать машину на несовершеннолетнего подростка, которого невозможно привлечь к административной ответственности (при фиксации нарушений камерами).
Часть поправок носит, на первый взгляд, технический характер, но они являются, тем не менее, важными. Для случаев, когда у машины сгнили или проржавели все идентификационные номера на кузове, на автомобиль будет наноситься «дополнительная маркировка» (за чей счет — в законе не сказано), чтобы машину можно было дальше эксплуатировать. Впервые в документе появилось упоминание электронных паспортов транспортных средств: если машина ставится на учет с таким паспортом, то бумажный ПТС предоставлять не нужно.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении запланировано предварительно на 17 июля, но решение будет принимать Совет Госдумы. Соответствующие поправки также будут вноситься в закон «О полиции» и закон об ОСАГО. Законопроект вступит в силу через полгода, но, скорее всего, это произойдет уже в 2019 году: в течение этого срока МВД должно будет подготовить ряд подзаконных актов.