Бойкотирование товаров – один из трендов последнего времени. Бойкоты с древних времен используются для экономического давления, а также принуждения к решению различных конфликтов, от экологических до общественных.
В Канаде хотят запретить продажу русской водки, Украина отказывается от Одноклассников и ВКонтакте, в США сотни лет назад бойкотировали английские товары… Об этих и других знаменитых бойкотах читайте дальше.
Самые знаменитые бойкоты в истории
Нет «Стандарту»
«В любой непонятной ситуации с Россией бойкотируй русскую водку», — ироничный принцип в последнее время стал правилом на Западе. Не успели отгреметь в мире страсти по «Столичной», на которой выместили свой гнев представители сексуальных меньшинств, как премьер канадской провинции Саскачеван Брэд Уолл предложил изъять «Русский стандарт» с ларьков государственных магазинов из-за действий России в Крыму. Неудивительно, ведь почти 14 % жителей Саскачеван имеют украинские корни. Очевидно, другие провинции не поддержали его решение, так как уже на следующий день Уолл сообщил, что русская водка сможет избежать опалы. Он также отметил, что в магазинах представлена украинская водка Slava, так что потребители смогут сами сделать свой выбор.
Радужный бойкот
Канада не оригинальна в своих нападках на русскую алкогольную продукцию. В прошлом году бойкот русской водке объявила Америка, точнее ее представители сексуальных меньшинств. Недоумение последних вызвал новый российский закон о штрафах за пропаганду нетрадиционной ориентации в отношении несовершеннолетних. Возмущаясь «ущемлением своих прав» активисты гей-сообществ бросились выливать на мостовую содержание бутылок с изображением гостиницы «Москва», а вокруг генконсульства РФ собрались группы с плакатами: «Русская водка полна ненависти». При этом способ насолить российской экономике вначале оказался весьма оригинален – ведь, чтобы полить водкой мостовую нужно для начала купить то, чем поливать.
Тем временем, антипропаганда против «Столичной» оживила конкурентов, которые использовали протест в целях саморекламы. Так, Канадская Pearl Vodka объявила в барах Филадельфии акцию: бесплатную бутылку своего продукта в обмен за каждую вылитую «Столичную».
Дело принимало опасный оборот для бренда, поэтому производитель «Столичной» — группа SPI поспешила откреститься от Москвы: «Столичная» всегда была другом ЛГБТ-сообщества (гей-сообщество) и оппонентом российского правительства», – с таким заявлением выступил представитель группы Вал Менделеев, подчеркнув, что бренд сам страдает от гонений российских властей.
Бойкот независимости
Один из первых «торговых» бойкотов произошел между Америкой и Британией в XVIII веке, когда первая была еще колонией Великобритании. Экономика Англии изрядно пострадала во времена Семилетней войны, и решать назревшие проблемы парламент решил за счет Америки. В 1765 году вышел закон о Гербовом сборе – отныне все торговые сделки, связанные с печатной продукцией облагались высоким налогом в пользу короны. И хотя непопулярный закон отменили в течение года, он успел внести свою лепту в разжигании антибританских настроений. Ответом стал бойкот английских товаров в Новом Свете. «Не нужно толпы, не нужно мятежей. Берегите свои деньги, и вы сохраните свою страну», — призывали американские газеты. В ответ английские власти выпустили «Чайный закон», который позволял Ост-Индийской компании продавать на территории североамериканских колоний беспошлинный чай, что делало местных производителей не конкурентоспособными. Привело это к «Бостонскому чаепитию», когда городские патриоты тайно проникли на английские корабли и выбросили за борт весь груз чая. Акция протеста переросла в войну за независимость и последующему образованию США.
Страсти по Израилю
Товарным бойкотом обернулось противостояние Палестины и Израиля. К неудаче последнего, бойкот распространялся не только на импортные израильские товары, но и на иностранные компании из любой страны, которые их приобретали, или же, напротив, продавали ему свою продукцию. Были даже созданы специальные организации, которые должны были следить за исполнением первичного бойкота и выискивать новых жертв в «черный список». Вскоре акцию поддержали Америка, у которой был большой товарооборот с арабскими странами, Европа и Япония. Страны выражали недовольство «агрессивными действиями» Израиля. Несмотря на положительную объединительную роль, который сыграл арабский бойкот в единении израильского народа, ущерб экономике был нанесен колоссальный. Оценки сходятся на сумме в 100 млрд долларов.
Бойкот против Израиля известен своими необычными мишенями. Так, в Ливане запретили показ мультфильма Уолта Диснея «Спящая красавица», поскольку конь в этом мультфильме носит еврейское имя Самсон.
Гнев Китая
Пограничный конфликт стал причиной бойкотирования японских товаров в Китае. Соседи не поделили острова Дяоюйдао, купленные Японией в сентябре 2012 у частного лица. Оказалось, что у Китая есть свои претензии на эти территории. Конфликт вырос в антияпонские протесты и единодушный отказ от японских товаров. Некоторым японским производителям, например Panasonic пришлось даже временно закрыть свои заводы в Китае, так как они были атакованы демонстрантами. Досталось и крупным автомобильным концернам, продукцию которых китайцы отказались покупать, аргументируя это «соображениями собственной безопасности». Страна восходящего солнца понесла огромные убытки, ведь именно Китай обеспечивал серьезную часть японского импорта. Не повезло и самому Китаю, так как для рынка страны это обернулось оттоком японских инвестиций. Кроме того, экономический конфликт Японии и Китая поставил под угрозу проект создания зоны свободной торговли Китай-Япония-Южная Корея.
Антиядерный бойкот
В современном мире глобализации, торговый бойкот стал настоящим оружием массового потребителя, кошмаром коммерсантов. Так в 1995 году Франции пришлось отказаться от идеи ядерных испытаний в Полинезии, в связи с тем, что пацифисты и экологи из организации International Peace Bureau объявили стране бойкот. Главными жертвами стали французские товары на рынках других стран, в особенности вина. Пришлось сначала сократить число ядерных испытаний, а потом в 1998 году и вовсе отказаться от этой идеи.
Карикатурный бойкот
В 2006 году экономика Дании была поставлена под удар, из-за карикатуры на пророка Мухаммеда в газете «Юлландс-постен», которая вызвала мгновенную критику исламского мира. Не дождавшись реакции на требования арабских стран принести публичное извинение, в Саудовской Аравии начался бойкот датских товаров – с полок магазинов исчезли все товары датского производства, вплоть до жвачек Дирол и популярного конструктора Лего. Вскоре торговые санкции поддержали другие страны Ближнего Востока. Позже к ним присоединилась Индонезия, где датские товары составляли значительную часть импорта страны. Дания потерпела большие убытки, эмбарго затронуло практически все сферы импорта, не обошло даже медицинские препараты, которым вскоре объявили красный свет на границе с арабским миром. Конфедерация датской промышленности высказывала серьезное беспокойство: «остается опасение, что (в будущем)… покупатель не вспомнит, с чего все началось, но с Данией у него останутся, негативные ассоциации». Тем не менее, несмотря на приговор «вечного бойкота», как его назвали в Кувейте, в 2008 году кризис пошел на убыль.
Автор: Татьяна Шингурова