В соцсетях в последнее время стали появляться сообщения жителей Самары о «ревущих низко над городом пассажирских самолетах». Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев рассказал Волга Ньюс о том, что выполнение некоторых этапов полета над жилыми кварталами «соответствует как российской, так и международной практике».
Напомним, прежде представители регионального минтранса в ответ на вопросы жителей в «Твиттере» пояснили, что «это нормально». «В связи с введением второй взлетно-посадочной полосы появилась дополнительная траектория захода на посадку», — уточнили в министерстве транспорта. Курумоч начал эксплуатировать вторую взлетно-посадочную полосу, построенную в рамках реконструкции аэропорта, в начале 2018 года.
Как пояснил Олег Пантелеев, при формировании схем подхода к зоне аэродрома и выхода из нее «естественно, учитывается наличие всех ограничений, которые могут в данной ситуации возникать», включая наличие высотных препятствий и экологические ограничения, а именно уровень шума.
«И если в результате проведения экспертизы решено, что угрозы с точки зрения и безопасности полетов, и экологической безопасности не возникает, то принимается к реализации такая схема, при которой некоторые этапы полета(в частности, заход на посадку и маневрирование в зоне аэродрома) выполняются непосредственно над жилыми кварталами. Если посмотреть на пример других городов, то мы видим, что Подмосковье очень плотно застроено. Поэтому и при заходе на посадку в Домодедово, и при заходе на посадку в Шереметьево, и во Внуково, в меньшей степени в других городах (например, в Санкт-Петербурге) воздушные суда так или иначе пролетают над жилыми домами, расположенными в пригороде», — рассказывает Олег Пантелеев.
В Москве, продолжает он, полеты внутри МКАД возможны лишь на высотах более 8 километров. Но если посмотреть на международную практику, то во всех крупных городах Европы — например, Лондоне, Париже, Берлине, и не только Европы — можно взять и пример Нью-Йорка, воздушные суда выполняют заходы на посадку в аэропорты, а в ряде случаев и взлет над жилыми домами.
«Количество, скажем так, драматических случаев, связанных с такой схемой выполнения полетов, не нулевое, но незначительное. Пожалуй, за минувшие два десятилетия применительно к крупным столичным городам можно вспомнить лишь пару случаев — оба произошли в США. Если же мы посмотрим на насчитывающую десятилетия практику полетов в Лондон и Париж (а это очень крупные аэропорты), то никаких драматических событий, к счастью, не было», — отмечает Олег Пантелеев.
При этом он согласен с тем, что заходящие на посадку или взлетающие самолеты создают шум, тем самым вызывая дискомфорт. Но считает, что необходимо учитывать несколько важных моментов.
«Во-первых, уровень шума, создаваемого современным самолетом, ниже, чем, например, у мотоцикла, который едет по улице, при том что мотоциклист нажимает на газ. Кроме того, современные самолеты (скажем так, каждое последующее поколение) имеют значительно меньший уровень шума, чем предыдущие. Поэтому после ухода с линии ветеранов Ту-134, Ту-154 шума в небе стало намного меньше. Еще один момент связан с тем, что интенсивность полетов в Самаре не настолько высока, чтобы мы могли сравнивать ее по этому показателю с крупнейшими европейскими аэропортами, где над центром города самолеты снуют, в общем-то, порой не реже, чем поезда в метро», — говорит Олег Пантелеев.
Резюмируя свои рассуждения, эксперт вывел три основных тезиса: первое — прежде чем легализовать новую схему захода на посадку в связи с вводом в эксплуатацию новой полосы, были проведены все необходимые замеры и расчеты и такая схема признана безопасной с точки зрения обеспечения самих полетов и уровня шума; второе — уровень шума сейчас приемлемый, но главное, что он будет из года в год снижаться; третье — в целом это соответствует как российской, так и международной практике.