Споры, исследования и художественные рассказы. В Калуге прошли "Чтения Чижевского"

03.03.2018 22:26

Споры, исследования и художественные рассказы. В Калуге прошли Чтения Чижевского

Так в народе называют научно-практическую конференцию «Молодость - науке», посвященную памяти А. Л. Чижевского. Одним из членов жюри секции «Журналистика и литературное творчество» был наш корреспондент Александра Петрухина, которая представила репортаж с конкурса.

Журналистская секция проводила свою работу вчера, 28 февраля. Секция традиционно немногочисленная: в этом году заявились всего шесть юных исследователей. Среди них была полностью творческая работа – сборник рассказов ученицы калужской гимназии № 9 Галины Бархатовой.

Все шестеро, волнуясь, подошли к строгому зданию бывшего Дворянского собрания, где проходила работы секции, вовремя – к 12.00. Девочки старались соблюсти деловой дресс-код, сжимали папки с вступительным словом, подключали технику, чтобы наглядно продемонстрировать свои успехи с помощью видеопрезентации.

В этом году у конкурса была сложная оценочная система: аспекты, по которым выставлялись баллы, поместились на трех листах. Кроме того, министерство образования разрешило для этой секции внести изменения в оценку творческих работ. Члены жюри, готовясь к внимательной оценке, были вынуждены несколько задержать начало и заставить школьниц немного понервничать.

Но спустя несколько минут заминки чтения все-таки начались.

Объекты исследования были самыми разными. Первой выступила Ксения Харина из Воротынской школы № 1. Она заинтересовалась журналом «Подсвинок», выпускавшимся в Росве в конце XIX века в местной усадьбе, и исследовала его. Девушка сделала экскурс в историю того времени, рассказала о семье Урусовых и Обнинских, управляющих усадьбой и создававших этот журнал. Это был хороший исследовательский историко-краеведческий материал, однако «заземлить» его на современность – съездить в эту усадьбу сейчас, показать ее состояние и, возможно, выйти к актуальной и современной проблеме – проблеме заброшенных усадеб, которая имеется в регионе, девочка не догадалась.

Почти все работы содержали ту же ошибку: изучая историческую тему, большинство детей не вдавалась в подробности развития этой темы в современных условиях.

Обидно было и за еще одну работу, которой катастрофически не хватило современных реалий. Речь шла о поэзии, посвященной полету первого человека в космос.

В работе были собраны советские, большей частью пропогандистские стихотворения малоизвестных поэтов, которые скорее восхваляют величие страны, чем собственно человека в космосе, которому посвящена тема. На вопросы о том, как сегодня развивается тема космоса в Калуге, помнят ли Гагарина и отмечается ли День космонавтики ответа мы не получили. Конкурсантка даже не смогла назвать дату, когда Гагарин полетел в космос, несмотря на то, что именно космос является брендом города и 12 апреля в Калуге обязательно отмечается, причем в первую очередь в молодежной среде.

Выяснилось, что тему человека в космосе девушке дала преподаватель. Почему во время разработки темы никому из них не пришло в голову рассмотреть современные стихотворения и песни на заданную тему – не ясно.

Были и увлекательные исследовательские проекты. Одна из работ изучала чтение в школе и показала интересные результаты: дети читают в младших классах, почти не читают в среднем звене, и снова начинают читать в старших классах. Интересная работа с крепкими выводами и хорошим заделом на новое исследование.

Но самой яркой оказалась творческая работа девятиклассницы Галины Бархатовой. Блестящая защита своего сборника рассказов с четко проведенными параллелями с прошлыми поколениями, артистично и выразительно прочитанный рассказ и лаконично оформленная работа дали девушке шанс на первое место.

Узнать результаты работ детям только предстоит: в течение нескольких дней будут обрабатываться и выставляться баллы, подводиться итоги.

В журналистско-литературной секции всегда много вопросов к участникам, их доказательных и полных ответов, показывающих искренний интерес и к выбранным темам, и к исследовательской деятельности. Вот если бы только учительницы давали своим целеустремленным и увлеченным детям побольше свободы, обращали бы внимание на их собственные интересы и помнили, что они уже из другого поколения, и что даже в другом поколении Гагарина знают не меньше, чем в 1962 году.

Источник

Лента публикаций
Вверх