В Тольятти вернулись к обсуждению застройки территории рядом с архитектурной композицией «История транспорта» на улице Революционной. Граждане уже несколько недель видят в этом месте забор и задаются вопросом о том, что здесь может появиться.
Интерес к территории повышен также из-за большой работы по благоустройству сквера в 32 квартале. Весной власти, компании и простые тольяттинцы провели несколько субботников на этом участке. На День города обновленный сквер был открыт и собрал несколько тысяч гостей, а организаторы сообщили, что планируется дальнейшее его развитие. И будет не очень приятно, если широкая прогулочная зона с красивым видом упрется в очередную «торговую коробку», которую могут воздвигнуть севернее «Истории транспорта».
Глава Тольятти Сергей Анташев на этой неделе в общении с журналистами обмолвился, что он не знает точно, что собственник данного участка хочет построить. Ранее здесь планировалось возвести ресторан «KFC», но в данный момент эта информация не подтверждена. Градоначальник отметил, что собственники участка имеют все права на эту территорию по решению суда.
Неопределенная ситуация вокруг данной территории длится уже несколько лет.
В начале 2014 года земельный участок был продан мэрией с аукциона. Новый владелец планировал построить на месте сквера торгово-развлекательный центр либо продать участок третьему лицу для коммерческого строительства.
Такое решение грозило уничтожением уникальной архитектурной композиции «История транспорта». Воздушный шар, паровоз и пароход были установлены еще в 1979 году. Все они выполнены из металла, а автором является Андрей Васнецов, внук знаменитого русского художника Виктора Васнецова. Появились предложения перенести «Историю транспорта» либо в сквер 19-го квартала, либо ближе к ДКИТу, либо на площадку «Музейного квартала» на бульваре Ленина.
Чуть позже власти города заявили, что проданный земельный участок на Революционной сформирован таким образом, что не захватывает часть сквера, на которой стоит композиция. Как пояснил тогда еще заместитель мэра Тольятти Сергей Анташев, даже в случае освоения земли демонтировать скульптуры не придется. Однако на проданном участке имелась другая муниципальная собственность — лавочки, урны, система уличного освещения.
Сам данный участок в тот момент относился к зоне Ц-1, что позволяло возвести деловую и коммерческую недвижимость. На публичных слушаниях горожане ожидаемо заявили о том, что хотят видеть здесь благоустроенный сквер. Депутаты тольяттинской Думы поддержали их и инициировали изменения в Правила землепользования и застройки. В карте градостроительного зонирования для этого участка была установлена зона территорий озеленения общего пользования (зона Р-1), которая запретила строительство торговых или офисных центров.
Собственник участка оспорил это решение и Самарский областной суд встал на его сторону. Но руководство города обратилось в Верховный суд с апелляционной жалобой на решение областного суда, которая была в итоге удовлетворена. Решение гордумы об изменениях в ПЗЗ в отношении этого земельного участка было признано законным. Аллея и три скульптуры архитектурной композиции «История транспорта» остались на своих местах.
Однако сейчас одна из этих скульптур стоит практически в центре участка, обнесенного забором. Стоит отметить, что место огорожено лишь с трех сторон, с одной забор полностью отсутствует и у граждан есть свободный доступ. Но благоустройство в этом месте не проводится, а на самом заборе нет никаких опознавательных табличек.
Казалось бы, осенью 2017 года после решения Верховного суда в этом деле была поставлена точка. Появилась надежда, что земельный участок на Революционной все же не будет застроен, во всяком случае, зона, предназначенная для озеленения общего пользования. Но будущее этой территории еще не определено. Сергей Анташев заявил, что администрация в данном случае может лишь заставить собственника благоустроить территорию вокруг планирующегося объекта.
К слову, рядом с забором расположена парковка, но этот участок арендуется у муниципалитета. Администрация планирует его изъять под благоустройство для организации общественного пространства. Что именно там разместят, будет решено после голосования жителей.